samsebesam.ru
СЕМЬ ЗАГАДОК КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА

10 Февраль 2015 г.в 19:30 — 22:00

Культурный центр — библиотека им. М.А. Волошина
Новодевичий пр-д, дом 10, Москва, 119435

Оглавление
Анонс 1
Предисловие 2
ПОЛЬША 2
ВЕНГРИЯ 4
БОЛГАРИЯ 6
БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКАЯ 7
ХАЗАРИЯ 8
ПЕЧЕНЕГИ 10
ВИЗАНТИЯ 11
ЗАГАДКА ПЕРВАЯ: РОЖДЕНИЕ СВЯТОСЛАВА 12
ЗАГАДКА ВТОРАЯ: РОДИТЕЛИ СВЯТОСЛАВА 14
ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ: ХАЗАРЫ СВЯТОСЛАВА 17
ЗАГАДКА ЧЕТВЁРТАЯ: РОДСТВО СВЯТОСЛАВА 20
ЗАГАДКА ПЯТАЯ: ВЛАДЕНИЯ СВЯТОСЛАВА 21
ЗАГАДКА ШЕСТАЯ: СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА 23
ЗАГАДКА СЕДЬМАЯ: ЦЕЛИ СВЯТОСЛАВА 25

 

Анонс

Человек, о котором пойдёт речь стал для славянской истории тем же, кем были Александр для македонцев, Мехмет II для османов и Карл для франков. Как и у всех великих, вошедших в историю, его судьба и деяния после жизни претерпевали едва ли не больше удивительных перипетий в свете разных эпох и взглядов.
Да, история славян, особенно древнего периода не сохранилась в аутентичных письменных источниках, написанных автохтонными современниками. Славянами про славян и для славян. И отсутствие их даёт достаточные возможности как для героизации, так и до низвержения с Олимпа истории практически любого персонажа. А тем более столь значимого.
Создать же полную летопись его деяний и жизнеописание не представляется возможным без сколь ничтожно малого, но домысла. В первую очередь того, кто передаёт нам, потомкам, дополненные от себя самого жизнеописания людей древности. Стремиться одновременно изложить полную картину жизни человека того времени и избежать авторского отступления от только известных фактов невозможно. Весь вопрос в том, насколько обоснованы те или иные представления и насколько они могут быть близки к реалиям той жизни.
Ведь зачастую именно уже изложение пересказчика, как и в нашем случае, со временем становится исторической догмой, бронзовеет и начинает причисляться к неоспоримым. Уместно ли это? Не всегда. Тщательный анализ всей информации от множества источников даёт иногда основания для корректировки если не всех, то каких-то отдельных представлений. А применение других методов изучения событий, как-то проектирование психологических портретов личности на его поведение и взаимодействие с другими людьми, а также иные способы анализа ситуации, которые не просто зацикленные на документальные источники дают ещё один шанс тем, кто хочет быть первооткрывателем.
Быть же первооткрывателем в отношении той исторической личности, о которой пойдёт речь не просто сложно, а очень сложно. Этот человек с недавнего времени заслуженно находится в центре внимания многих исследователей и историков.
Это Святослав.

Вступление:

слайд № _001

Значение рассматриваемой эпохи для истории славян, и, прежде всего восточных – сложно недооценить. Как отмечал в своих работах Валентин Васильевич Седов выдающийся советский и российский археолог-славист: Святославом заканчивается героическая эпоха восточных славян. Его приемники начнут «золотой век» Киевской Руси. При пяти первых князьях Руси (Рюрике, Олеге Вещем, Игоре Старом, Ольге Святой и Святославе) заложен фундамент будущего блестящего взлёта. Вот об этом фундаменте, на котором и существует наша история сегодня и пойдёт речь. Не обо всём, ибо охватить все кирпичики того титанического труда будет невозможно в данном формате, но вот несколько позиций, которые были интересны мне, и, уверен, заинтересуют каждого, кому интересна данная эпоха готов изложить.

Отступление:
К слову о том, что частично речь пойдёт о недоверии древним источникам. Миф о ёжике, запасающем яблоки и грибы, появился благодаря Гаю Плинию Секунду, римскому государственному деятелю, учёному и историку. Он утверждал, что ёж, готовясь к зиме, катается в яблоках, упавших на землю, и цепляет их на иголки. В действительности ёж физически не способен кататься на спине, протыкая при этом плоды, да и вообще ежи в большинстве своём яблоки не едят.

Предисловие

слайд № _002

Для того, чтобы понять то, что происходило в отдельно взятый исторический момент более точно, нужно немного углубиться во временных рамках, чтобы узнать предысторию события и оглядеть окрестности. Не зная предыстории, мы не сможем понять причин многих действий, которые были предприняты в интересующем нас периоде. Не оглядываясь по сторонам мы не сможем понять, что влияло на эти причины. Итак, что творилось в мире в этот период времени: немного региональной предыстории.
Давайте обратимся к западной части нашей территории.

Мы видим территории Польши, Венгрии и Болгарии. Три государства, которые возникли и сохранились с той поры до сегодняшнего времени. Что же они представляли собой на тот момент. Какова была их роль в истории девятого века.

ПОЛЬША

слайд № 003

В 877 году после завоевания Малой Польши (которая считается исторической родиной польской нации) Великой Моравией центром формирования польского государства осталась Великая Польша, столицей которой был город Гнезно.

На картинке мы видим сюжет, посвящённый легендарному князю Леху, который выбирает место для основания столицы — Гнезно.

Великая Моравия же прекратила своё существование в 907 году, когда большая часть знати и княжеская семья погибла в сражении с венграми.
История Польши сходна с историей России в том аспекте, что её письменная часть началась также поздно, как и у нас. Однако, их история не только начинается чуть позднее нашей, но и её начало идёт более неспешно, нежели чем у нас. Польская территория осталась практически вне всех переселений воинствующих народов восточных степей и в течении долгого времени не испытывала ни давления на себя, ни какой-либо попытки к самостоятельной консолидации и организации.
Нам известно, что первая значимая крепость была построена в Гнезно в районе 940 года. Поселение существовало и раньше, примерно с 8 века, но вот именно крепость была заложена гораздо позже. А что такое первая крепость на территории племени? Это начало его самоорганизации вокруг одной семьи или династии. И именно в то время уже из легендарной истории начинает вырисовываться история, которая отражена в хрониках и более менее осознанных устных преданиях народа. Первым известным правителем Польши был великопольский князь Мешко I из рода Пястов (960—992).
Сын полулегендарного князя Земомысла, имя матери неизвестно. Около 960 года Мешко стал князем небольшого польского княжества Великая Польша с центром в Гнезно. Уже в начале правления ему удалось присоединить территории Куявии, Мазовии и Восточного Поморья. К его правлению относится первое упоминание польского государства в европейских хрониках.

Отступление:
Вот тут не стоит путать Легендарную Куявию, которую вместе с Артанией и Славией изучали по учебникам истории ещё в советском союзе с этой территорий. В данном случае те учебники истории несколько неточно передали транскрипцию источника о трёх славянских городах-государствах: интересующее нас образование звучало как Куйаб.
Это один из трёх центров русов, наряду с Арсанией и Славией, который упоминается в трудах «классической школы» арабских географов X века (аль Истахри, Ибн-Хаукаль и ряд восходящих к ним авторов более позднего времени). Первоисточником сведений является утраченный труд ал-Балхи, написанный ок. 920 года.
В учебниках истории он приводился как Куявия, что вносило определённую путаницу в названиях.

Слайд № 004

Как видим, начало польской истории не сильно отличается от начала истории восточных славян – всё тот же лидер с неясным происхождением и отсутствие точностей в летописании.
Имя жены (или жён) князя Земомысла также неизвестно. По одной из версий, его женой была дочь князя ляхов Влодислава, данника Древнерусского государства. Между тем, недостаток источников не позволяет говорить об этой версии сколь-либо серьёзно.
Большая часть истории древней Польши до указанного времени известна по чешским хроникам, которые сохранили до нас легенды и предания о первых правителях той земли.
В 963 году Мешко совершил набег на славянское племя лютичей, пытаясь подчинить Западное Поморье, однако был разбит соседними немецкими князьями. Это вынудило Мешко пойти на союз с императором Священной Римской империи Оттоном I. Одновременно начинается польско-чешское сближение: в 965 году польский князь женился на чешской принцессе Дубравке. Под влиянием империи и Чехии в 966 году Мешко принял христианство по латинскому обряду, что стало важнейшей предпосылкой включения польского княжества в культурно-политическую общность Европы. В 968 году было основано первое польское епископство в г. Познань. Сближение с империей позволило Мешко I в 967 году присоединить Западное Поморье.

Отступление:
К слову, об ещё одном не тронутом современностью украинской истории этнониме, а именно — Укра́не (у́кры, укра́ны, укря́не, Ukranen, Ukrer, Ukri, Vukraner) — западнославянский племенной союз (или племя), проживавший в период с VI века примерно до XII века на побережьях реки Укер (нем. Ucker), в междуречье Эльбы и Зале и выше до Щецинской лагуны, — в тех районах Померании и Прусской Германии, которые сегодня носят наименование Уккермарк (нем. Uckermark) на северо-востоке современной германской федеральной земли Бранденбург, а также — Полицкий повят на польско-германской границе. Название племени происходит от названия реки Уккер, этимологически восходящего к славянскому слову vikru «быстрый». Предлагаю переписать историю Украины. Недорого.

Итак, самые неспешные из славян – поляне, «стартовавшие» позже всех, просидев и пронаблюдав вокруг себя хоровод истории на тот момент значимой роли ни в экономическом, ни в военном плане не играли. Да и глобального разделения между ними и восточными славянами еще не произошло. Стоит отметить, что поляки – это западные поляне – одноимённое племя восточных славян располагалось на другой территории и его прямая связь с ним не установлена. Итак, Польша, как мы видим, была в большей мере занята осознанием самой себя. Они ещё раскачаются. Запрягут как следует и покажут себя** (проверка тайминга). Но не сейчас. А потому, оставим её на время и перейдём к следующей стране.

ВЕНГРИЯ

слайд № 005

Константин Багрянородный. Об управлении империей:
«…народ турок имел древнее поселение близ Хазарии, в местности, называвшейся Леведия — по прозвищу их первого воеводы. Этот воевода прозывался личным именем Леведия, а по названию достоинства его именовали воеводой, как и прочих после него. Итак, в этой местности, уже названной Леведии, течет река Хидмас, которая именуется также Хингилус. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами. Турок было семь племен, но архонта над собой, своего ли или чужого, они никогда не имели; были же у них некие воеводы, из которых первым являлся вышеназванный Леведия. Они жили вместе с хазарами в течение трех лет, воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах…»

Предки венгров — мадьяры — угорский народ (ряд учёных (Немет, Закиев) считает их союзом тюркских и угорских племён), кочевавший в заволжских степях южного Урала и на территории исторической Башкирии. Политика Хазарии способствовала переселению венгров в Приднепровские степи, откуда они в составе древневенгерской конфедерации племён вторгаются на Средний Дунай, способствуя падению Великой Моравии. Этот период истории Венгрии известен как эпоха завоевания родины на Дунае. В 934 году натиск венгров достигает Баварии, однако поражение в битве на реке Лех (955) способствует тому, что мадьяры довольствуются Средним Дунаем. Геополитически они становятся наследниками аварского каганата — диктатурой кочевников над славянским населением. Венгры некоторое время колеблются между католической Германией и православной Византией, но вскоре делают стратегический выбор в пользу первой.
Как видим, снова появляется аналогия того, что отрицается некоторыми индивидуумами в истории славян восточных, а именно – о временном, начальном гегемоне пришлого племени над автохтонами.
Если рассматривать Венгрию как праобраз государственности – наследия авар, то по сути, само государственное устройство они заимствовали уже существующее на данной территории, оставив в нём только то, что способствовало их продвижению – воинскую организацию и тактику. И, в первую очередь, конницу.
И ведь это тот народ, который не выдержал давления Хазарии. Чтобы вы понимали о взаимоотношении сил.

слайд № 006

На рассматриваемый нами исторический момент Венгрия не являлась признанным европейским государством, это произойдёт позже, при Иштване Святом.
Венгерская орда, окончательно закрепившая за собой территории бывшей Паннонии и Трансильвании, утратила прежнее единство и снова распалась на изначально составившие её племена и кланы (обратите внимание на эту особенность – она свойственна не только венграм).
Иштван, после смерти отца, в 997 году был вынужден вступить в борьбу за трон с одним из своих родственников, Коппанем, которого поддержала языческая дружина. Опираясь на поддержку нескольких знатных семей и рыцарей Иштван одержал победу над Коппанем и был коронован 25 декабря 1000 или 1 января 1001 года короной, присланной ему папой Сильвестром II.
Но отсутствие признания на тот момент совершенно не смущало венгров и вполне довольных новыми правителями- симбионтами славян, которые под их началом быстро вспомнили все аварские привычки и дали жару всей Европе, совершая набеги даже через Болгарию к Константинополю.

Отступление:
«В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами…»
По данным венгерской хроники «Gesta Hungarorum», князь Альмош разгромил неназванного русского князя (вероятно, Олега), осадил его в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром.
Сахаров А. Н. «Мы от рода Русского…» Рождение русской дипломатии

Отступление:
Самоназвание венг. mаgуаr(ok) «венгр, венгерский» (др.-венг. Моgоr,) обычно разделяют на две части, первую из которых — mos — сравнивают с самоназванием манси и названием одной из двух фратрий хантов Мось.

БОЛГАРИЯ

слайд № 007

И вот, наш главный региональный сосед – Болгарское царство, которому стоит уделить чуть больше внимания. Он переживал свой второй «золотой век», после легендарного царя Крума. Тенгрианство и славянское язычество, составляющие гремучую смесь верований были заменены христианством. Когда-то также два разных народа – славяне и протоболгары – тюрки, под предводительством хана Аспаруха образовали первое варварское государство на территории Византийской империи. Естественно, без спроса. С этого всё и пошло. Незадолго до описываемых событий, в середине своего правления болгарский владыка Симеон заменил свой титул «князь» на «царь» (император, василевс) и Византийская империя была вынуждена признать царский титул Симеона. Это был второй подобной случай после Карла Великого, что само по себе говорит о силе и могуществе Болгарской державы того времени. Болгары с царём Симеоном нагнули все окрестности, начиная от венгров, в союзе с печенегами, потом ромеев, а потом, заодно и печенегов, уже опять с венграми. Болгарская церковь стала независимой от Византии. Болгария даже планировала совместно с арабами покорить Константинополь и разбить Византию. Как правитель Симеон понимал, что захватить Константинополь он может и сам, но вот для удержания его требуется мощный флот, который был у ромеев и арабов. И арабы согласились. Беда была лишь в том, что в отсутствие интернета согласование шло через визиты посольств, одно из которых на обратном пути перехватили ромеи. И это их спасло. Второе посольство уже не успело. Воинские успехи болгарского царства были потрясающими. Но не они одни были удивительны. Основывались книжные школы и вместе с расцветом архитектуры, поражавшей даже византийцев в Болгарии появилось множество письменной литературы, в том числе и хроник самого государства. Именно тогда болгарская азбука стала основой для славянской письменности.

Слайд №008

Французский историк Альфред Рамбо оценивает его следующим образом: «Царь Симеон был Карлом Великим для Болгарии, но более образованным нежели наш Карл Великий и гораздо более успешным, ибо заложил основы единой национальной литературы»
Но не всё было гладко. Даже болгарские летописи не пишут и не хранят всего. По неизвестной причине Симеон лишил своего старшего сына Михаила прав на престол и отправил его в монастырь. Впоследствии, во время правления царя Петра Михаил принимал участие в мятеже против брата. В аналогичном мятеже принимал участие и другой сын Симеона — Иван.
C начала 927, несмотря на отчаянные призывы к миру Романа Лакапина, Симеон начал широкомасштабную подготовку к осаде Константинополя. Однако, осада эта так и не состоялась. 27 мая 927 Симеон I Великий умер от сердечной недостаточности в своем дворце в Преславе.
На болгарский трон взошёл сын Симеона Пётр I (927—969). И вот с Петром Первым болгарам не повезло. Новый царь получил в наследство страну, ведущую войну одновременно с венграми, хорватами и византийцами. Дабы утвердиться как истинный сын великого отца, он сразу же вторгся в Восточную Фракию, захватив крепость Визу.
В октябре 927 года был заключен мир, который подтвердил большую часть завоеваний Симеона. Византийская империя обязалась платить ежегодную дань Болгарии.

Отступление:
Вследствие войн наступила нищета. Тяжесть налогов, лёгших на плечи народа, вызвала сопротивление. Появилось движение богомилов, возглавляемое священником Доводком. Богомилы были угрозой правящему классу. Их подвергли преследованиям и мучениям. Распространение их идей велось через апокрифическую литературу. Проповеди богомилов распространялись и за пределами Болгарии, оказав впоследствии значительное влияние на французских катаров (альбигойцев), но также и на вальденсов и, тем самым, на движение Реформации.

Далее, во время своего правления Пётр Первый растерял большую часть болгарских территорий, не смог противостоять сербам и мадьярам (венграм). Последние без особых помех со стороны болгар совершали набеги в 934, 943, 948 и 958 годах и вынуждали царя Петра подписать мирные договоры на своих условиях. Сначала он обязывался платить им дань, а потом обязался беспрепятственно пропускать их для набегов на Византию и не помогать империи, хотя с ней еще действовал мирный договор.

Небольшое отступление: так выглядит тогдашняя болгарская знать в реконструкции сегодняшнего времени. А именно — конкретно это — хан Аспарух.

слайд 0081

Это было не первое возвышение болгар и не первое их падение. Впереди у них еще много интересного, но пока мы оставим их в покое, а сами перенесёмся на восточные рубежи восточных славян. Что же ожидает нас там?

БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКАЯ

слайд № 009

Одно из значимых образований на востоке от славянских земель – это Волжская Булгария, осколок Великой Булгарии, сметённой в свою очередь набравшей силы Хазарией со своей исконной территории в причерноморье и приазовье, в которой они тоже успели побыть недолго.
Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о её расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903—913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, локализуя её в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами.
В начале X века булгарский балтавар Алмуш принял ислам ханафитского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Булгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).
В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет ислам ханифитского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.
Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.
На момент рассматриваемых нами событий Волжская Булгария, будучи самым северным форпостом ислама в мире была значимым торговым центром, куда сворачивала часть караванов, идущих с востока,

слайд № 010

Отступление:
что позволяет сказать о том, что их роль сводилась уже не сколько к воинственности, а к собиранию товаров у местных племён и перепродаже их. Вот, что становится с теми, кто боится покинуть свои кочевья – самые ленивые были загнаны в угол цивилизации, где ожидали вторжения новых племён, которые дали им толчок к дальнейшей экспансии. В то время как их кровные братья основали одно из самых могучих государств, сотрясавших окраины империй. – воскликнул бы любой другой, но не я.

Волжская Булгария спустя даже двести лет оказалась настолько сильна, что смогла остановить первое монгольское нашествие, разбив монгольское войско, после их победы над половцами и русами на Калке. Именно они стали нашим единственным барьером на пути монгольского нашествия. Правда не долгим. Но на рассматриваемый нами момент они не вели активных военных действий и были практически в полной зависимости от Хазар. И не в последнюю очередь потому, что те держали в своих руках все торговые пути к ним.
К сожалению, мы не знаем ни точных географических координат всех пределов, и, в первую очередь восточного и северного Волжской Булгарии, ни численности её населения, которое колеблется от указания в два города по десять тысяч человек до миллиона жителей. Всё это опять же связано с тем, что тот исторический этап для данного территориального образования был дописьменным. Им же он, по сути и закончился. С учётом того, что они были долгое время в подчинённом положении у Хазар, не стоит переоценивать их силы на тот момент.

ХАЗАРИЯ

слайд № 011

Хазария, как много в этом слове для сердца русского историка слилось. Как мало в нём отозвалось. На самом деле и источников, и исследователей Хазарии вполне достаточно. Можно назвать с десяток фамилий, но я остановлюсь на двух: Артамонов и Плетнёва. Сделайте вид, что записываете, и я сделаю вид, что поверил, будто-то вам интересно.

Отступление:
С Хазаро-арабскими войнами связан и первый летописный прямой контакт арабов с русами. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад (будущий халиф) во главе 150-тысячной армии внезапно вторгся в Хазарию одновременно через Дербент и Дарьял. Войска взяли штурмом хазарскую столицу Семендер и достигли города ал-Байда, в котором располагалась ставка кагана. Каган бежал в глубь своих владений. В погоне за ним арабы зашли на север дальше, чем когда-либо: вплоть до «Славянской реки» — по-видимому, Дона или Волги.

Тогда Хазария сохранила независимость, а арабы ушли с Северного Кавказа. Вскоре в Халифате вновь возникла смута. К власти там пришла династия Аббасидов, которая отказалась от дальнейшей экспансии на север.
Да, Хазарский каганат заслонил собой от арабской экспансии Восточную Европу и помог выстоять Византии. Геополитическим последствием арабского натиска стало перемещение населения Хазарии от опасного кавказского пограничья во внутренние районы — Подонье, где расселились аланские племена, и Поволжье.
В IX веке началась новая волна Великого переселения народов, и новые азиатские кочевники стали переходить Волгу. Первым народом, вытесненным на западный берег Волги, оказались венгры. В 830-е гг. они заняли Северное Причерноморье. Неизвестно, в какой мере добровольной или вынужденной была в этом процессе позиция хазар, однако венгры признавали их сюзеренитет. Венгерский вождь Леведия был утверждён хазарским каганом и женился на знатной хазарке. После этого венгры принимали участие в хазарских войнах. В 889 году венгры (включая три этнически хазарских рода каваров) были вытеснены в Паннонию печенегами, которых, в свою очередь, теснили огузы, а тех — половцы. В результате хазары впервые потеряли контроль над причерноморскими степями. Известно, что хазарские цари периодически совершали походы на печенегов и огузов. Конец IX века считается закатом «Хазарского мира» — эпохи относительной стабильности в степи.

слайд № 012

Отступление:
Древнейший аутентичный документ, вышедший с территории Киевской Руси. Датируется предположительно X веком. Это так называемое Киевское письмо — рекомендательное письмо, выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева, для предъявления в других иудейских общинах. Текст письма составлен на иврите. Исключение составляет последнее слово, написанное тюркским руническим письмом, как предполагают, на хазарском языке.
Обнаружение в Каире свидетельствует, что Египет был конечной точкой маршрута Яакова.

слайд № 013

Хазары, как этнос того времени были уже достаточно разбросаны по значительной территории. Даже на территории арабов, с которыми они находились в постоянной конфронтации было значительное количество хазарского населения, многие из которых добивались высокого положения в обществе. Достаточно упомянуть тот факт, что в 850-е гг., когда закавказские владения Халифата были охвачены мятежом, для подавления его был послан арабский полководец Буга Старший (сам хазарин по происхождению). С призывом о помощи к хазарам обратились горцы санарийцы, населявшие Кахетию. Буга совершил поход на алан и хазар и получил с них дань, но потом был отозван из Грузии, так как халиф боялся, что он может сговориться с соплеменниками.

Отступление:
К началу девятого века в отличии от нашего устоявшегося представления византийская гвардия состояла не из варягов, а из хазар. Хотя и они уже не были идеальными войнами. Так, осенью 894 Симеон I вторгся в Восточную Фракию (в средние века эта область называлась Македония) и в битве в окрестностях Адрианополя разгромил византийскую армию. Ромейский полководец Кринит был убит, а императорская гвардия, состоявшая из хазар, была захвачена в плен. Болгарский князь приказал отрезать … носы гвардейцам и отпустить их к императору

В кон. IX — 1-й пол. X вв. Хазарский каганат ослабел, но ещё продолжал оставаться влиятельным государством благодаря обученной армии и искусной дипломатии. Правители проводили политику лавирования между тремя крупными силами: Византией (утратившей интерес в союзных отношениях), кочевниками и Русью. В кон. IX века в правление царя Вениамина против Хазарии выступила организованная Византией коалиция, состоящая из печенегов, чёрных булгар и нескольких других кочевых племен. Хазары разбили её при поддержке алан. При следующем царе — Аароне Византия сумела разрушить хазаро-аланский союз, и теперь хазары одолели алан с помощью одного из кочевых вождей. Аланского царя пленили, но приняли с почётом. Он отдал свою дочь за сына Аарона — Иосифа.
Дальше, Халифат сменился Саманидами, которые стали активно проводить политику исламизации и Хазария сначала очутилась зажатой между исламскими государствами – Булгарией на севере, огузами и карлуками со стороны Средней Азии и государством Саманидов с юга. На некоторое время Хазария стала вассалом Хорезма, который в свою очередь был вассалом Саманидов. Византия уже потеряла к ней интерес, видя, что на севере растёт новая сила, способная заменить дряхлый каганат. Русское государство, в результате Каспийских походов встало клином между Византией и Хазарией, заявив о своих правах.

И, завершая обзор – обратимся непосредственно на юг.

ПЕЧЕНЕГИ

слайд № 014

Печенеги вступали в конфликт со всеми, до кого дотягивались и со всеми, с кем было выгодно вступали в союз ради общей наживы. Сказать что-то большее о народе, который фактически сгинул, растворившись в других достаточно сложно. Был и нет его. Гумилёв считал, что они были предками гагаузов, но это было его единственное мнение, которое не поддерживалось даже самими гагаузами. Они не завоёвывают территории, занимая лишь те пространства, что освобождаются волей других народов. Так, под давлением соседних племён кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры. После краха Хазарии занимают степи, которые были подконтрольны ей. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены. Сами же печенеги не оставили следов какой-либо значимой материальной культуры. На рассматриваемый нами момент истории это был конгломерат семей-племён, который не имел ни единого вождя, ни единой системы управления, ни даже единой культуры и религии. Это народ-глина, который не смог воспроизвести себя в произведении, застывшем на века и был растворён. Будучи подвижной глиной он был способен к любым поступкам и сиюминутным выгодам. На тот момент они подчинялись Хазарии, выполняя роль её временных наёмных войск.

ВИЗАНТИЯ

слайд № 015

О Византии можно говорить много и долго. Настолько, что не хватит времени человеческой жизни. Поэтому мы уделим ей совсем мало внимания, дабы она не отняла у нас еще и эту драгоценную часть времени.
В 800 году Карл Великий объявил о восстановлении Западной Римской империи, что для Византии стало чувствительным унижением. Одновременно Багдадский халифат усилил свой натиск на востоке.
Договор 812 года, признававший за Карлом Великим титул императора, означал серьёзные территориальные потери в Италии, где Византия сохранила только Венецию и земли на юге полуострова.
Война с арабами, возобновлённая в 804 году, привела к двум серьёзным поражениям: к захвату острова Крит мусульманскими пиратами (826), которые начали отсюда почти безнаказанно опустошать восточное Средиземноморье, и к завоеванию Сицилии североафриканскими арабами (827), которые в 831 году овладели городом Палермо.
Особенно грозной была опасность со стороны болгар, с тех пор как хан Крум расширил пределы своей империи от Гема до Карпат. Никифор попытался разбить его, вторгшись в Болгарию, но на обратном пути потерпел поражение и погиб (811), а болгары, вновь захватив Адрианополь и остальные крепости на подступах, появились у стен Константинополя (813). Уничтожив военную мощь Византии в 811 и 813 годах, Крум решил взять Константинополь при помощи огромной армии и осадных машин. Лишь его внезапная смерть спасла империю.
Период смут закончился в 867 году приходом к власти македонской династии. Василий I Македонянин (867—886), Роман I Лакапин (919—944), Никифор II Фока (963—969), Иоанн I Цимисхий (969—976), Василий II Болгаробойца (976—1025) — императоры и узурпаторы — обеспечили Византии 150 лет процветания и могущества. Были завоёваны Болгария, Крит, юг Апеннин, совершались успешные военные походы против арабов глубоко в Сирию. Границы империи расширились до Евфрата и Тигра, Иоанн Цимисхий доходил до Иерусалима. Но это чуть позже. А пока – начало девятого века – самый расцвет македонской династии.

Итак, подведём итоги обстановки вокруг наших земель:

слайд № 016

Запад — Прослойка из славянских и венгерского государств, противостоящих в массе своей Германскому государству, набирающему мощь. Это данность времени, которая показывала, что маятник ещё не качнулся ни в одну из сторон окончательно, но сила Западной империи уже давала о себе знать достаточно явно. Все воинственные устремления, кроме Польши, были нацелены на Византию.
Восток — Булгары, которые вместе с Хазарским каганатом пытались удержать свои позиции, сдерживая давление извне новых сил.
Юг – беспокойная степь, которая как волк искала вечной поживы и тихая в своём непрекращающемся внутреннем величии Византия, отмахивающаяся от назойливых варваров, и направившая все силы на то, чтобы дать отпор арабам с юга и германцам с запада.
В таковой обстановке и начинается наш рассказ.

ЗАГАДКА ПЕРВАЯ: РОЖДЕНИЕ СВЯТОСЛАВА

слайд № 017

Не только дата, но и год рождения Святослава зачастую становятся под сомнение и служат объектами жарких дискуссий. Как уже и говорилось, чем древнее событие, тем сложнее его датировка. А с учётом отсутствия в славянской истории множества письменных источников, сохранившихся до наших дней — сложность увеличивается многократно. Но иногда исследователям везёт. И дата указывается в летописи. В этом случае только остаётся либо просто принять её как данность и пойти дальше, либо уделить некоторое время на её изучение.
В данном случае у нас есть две датировки рождения Святослава. Первая — это общепринятая и широко известная дата — 942 год. Эта датировка наличествует по Ипатьевскому списку русских летописей. Однако следует отметить тот факт, что по другим спискам Повести временных лет эта дата просто не упоминается. Вторую датировку называет В.Н.Татищев (История Российская) — указывая на 920 год. Он ссылается на Ростовский и Новгородский манускрипты. В Новгородской I летописи упомянуто о рождении Святослава в не датированной части, после сообщения о браке Игоря и Ольги, как часть характеристики Ольги, после чего сообщения летописи начинают датироваться с 920 года, под которым упомянут первый поход Игоря на Византию, состоявшийся в 941 году. Возможно, это послужило Татищеву основанием указать 920 год.
Опять же следует отметить, что и здесь у нас есть особое — двойное противоречие, которое заложено как в датировке рождения Святослава, так и в житии Ольги. Но вот об Ольге мы сейчас не будем говорить, а оставим ненадолго за кадром.
Итак, 942 год и 920 год. Разница в 22 года. Для человека того времени — это чуть ли не вся значимая жизнь.
Дилемма заключается в том, что если бы Святослав родился в 920 году, то свои основные деяния он бы начал уже довольно матёрым человеком в зрелом возрасте. Первый значимый поход он бы начал в возрасте за сорок лет. А закончил бы жизнь в пятьдесят. Много ли это для того времени? Не так уж. Современник Святослава и Ольги — король Германии Оттон Первый Великий в возрасте 43 лет лично вёл своё победоносное войско в битве при Раксе, сражаясь со свирепыми ободритами в конном строю. Телесная крепость людей того времени позволяла вести полноценную и полную приключений жизнь до довольно позднего возраста. Начало активных действий в зрелом возрасте также не является в истории того времени исключительным фактором. И тому вполне может служить оправданием необходимость закрепиться на занятом престоле, сформировать определённую стабильную финансовую политику сбора дани, вырастить и обучить преданное войско.
Поэтому рассматривать более раннюю дату рождения Святослава не только уместно, но, и более того, вполне обоснованно. Дата, которая принята сейчас – 942 год обосновывается, как уже было сказано одним из списков русских летописей, без подтверждения тому в ПВЛ. Однако, сама Повесть Временных лет гласит:
Симеон ходил на хорватов, и победили его хорваты, и умер, оставив Петра, своего сына, князем над болгарами. В том же году родился Святослав у Игоря.
Что такое ПВЛ — это практически основной источник для нашей отечественной истории. Он существует в нескольких списках, некоторые из которых, как в данном случае не совсем тождественны друг другу.

Отступление:
И давайте раз и навсегда утвердимся в том, что современные лингвофрики, которые пытаются указать на то, что история — это из Торы подобны нелепым мальчишкам, которые обладая запасом знаний из первого класса начальной школы вдруг схватили папин учебник по ядерной физике и пытаются найти знакомые слова. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление» — то есть, как раз то, чем мы и занимаемся – историческим дознанием. В славянском языке слово прижилось благодаря тому, что имело согласную со своим значением в нашем языке основу — «исстари», то есть события, которые произошли изначально, давно.

Возвращаясь к ПВЛ. Говоря о привязке даты рождения Святослава к другим значимым событиям – сама по себе летопись исполняет важный акт консолидации с другими источниками и в первую очередь, зарубежными. Этот приём перекрёсного датирования не является исключительным и использовался множество раз в создании летописных сводов и других народов. В данном случае, ПВЛ, говоря о том, что Святослав родился в тот же год, когда умер царь Болгар Симеон, что даёт хорошую датированную привязку к событию, которое можно проверить по более точным, европейским источникам. Болгария начала вести летописи раньше Руси и, более того, в силу своего геополитического расположения, Болгария была в зоне большего внимания со стороны Византии и её хронистов. Поэтому мы знаем не только год смерти Симеона, но и даже день его смерти. И если Повесть ВЛ говорит о 942 году, то все источники болгарской и византийской хронологии указывают нам на то, что Симеон умер в 927 году. 27 мая. Эта дата в отношении Симеона на порядок правдоподобнее в силу того, что содержится в нескольких источниках, и, более того, известна уже по самому захоронению
Итак, не смотря на то, что ПВЛ не даёт прямого указания на год рождения Святослава – она отсылает нас ко времени смерти царя Симеона, которая значительно отстоит от 942 года, хотя также не совпадает с указанной ранее датой рождения от Ипатьевского списка.
Уже три даты. Из которых две указывают на то, что Святослав был гораздо старше, чем принято считать в настоящее время.
Что может ещё хоть косвенно, но сказать нам в пользу того факта, что Святослав был старше указываемого возраста?

слайд № 018

Например, текст договора с Византией. Напомню, это 944 год.
В договоре представлен, по-видимому, полный состав княжеской семьи Киева, а также список крупнейших представителей знати.
И там одновременно встречаются в качестве послов, во-первых: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Хотя, если брать в расчёт его так называемый год рождения в 942 году, то в возрасте двух лет он ещё не мог иметь своего представителя в силу того, что в два года человек на Руси даже княжеского рода не считался совершеннолетним для своего представительства. А чтобы забить гвоздь в крышку гроба версии о рождении в 942 году мы упомянем во-вторых, посла Каницара от Предславы. Предслава же — представленная тут — идентифицируется единственно возможным способом как угорская княжна — то есть та самая Предслава — жена Святослава из Венгрии.

В той же ПВЛ за год 946 содержится как бы оправдание малолетству Святослава при описании его похода на древлян в качестве мести за гибель отца.
«копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: „Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
Представьте себе красивую картину – дитя на коне, строй воинов застыл в ожидании. И… началось.

слайд № 019

На мой взгляд, летописец дописал это уже от себя. Потому как ни ребёнок, ни взрослый не сможет бросить копьё таким образом, чтобы оно пролетев между ушей ударило его по ногам. Да и отпускать единственное дитя на войну – это не слишком разумно для осторожной Ольги. А вот если он не дитя, а детинушка – вот тогда уже самое оно, показать себя и начать военную карьеру.
Ну и посмотрим на детей Святослава – хотя и они не более точно вписаны в летописи. Их, официально трое:
Самый младший считался Владимир, и его дата рождения указывается на 960 год, то есть отцу его Святославу на тот момент было бы 18 лет. Вполне.
Средний сын – Олег, который сам по себе таит много загадок, начиная от того, на какой престол посадил его отец перед походом и, заканчивая тем, как он мог родится в 955 году, когда Святославу по официальной версии было бы на тот момент … 13 лет.
Ну и у старшего сына — Ярополка – дата рождения неизвестна, а по сути, просто не упоминается в летописи, чтобы окончательно не разрушать и без того нестройную теорию о возрасте героического князя.
Итак, загадка с возрастом Святослава проста – он старше тех лет, которые указываются в официальных источниках.

ЗАГАДКА ВТОРАЯ: РОДИТЕЛИ СВЯТОСЛАВА

слайд № 020

Отступление:
На самом деле, всё вроде бы просто – отец Игорь, а мать Ольга. Никаких загадок нет. Однако, спешу остановить ваше разочарование и предупредить, что не стоит торопиться на выход, здание оцеплено автоматчиками, и, как вы могли заметить, из тех, кто уже вышел – никто не вернулся.

Ближе к делу. Ранние княжеские династии в летописях отражаются таким образом, чтобы в первую очередь указать на преемственность прав их потомков, связывая воедино всех правителей одним родством. Хотя бы летописным. Зачем далеко ходить – мы все прекрасно знаем, что династия Романовых, в которой правило пять императоров, из которых лишь трое были Романовыми по крови. Мешает ли это считать нам династию Романовых непрерывной? Нет. С точки зрения исторической преемственности она едина. С точки зрения генеалогии и истины, которая где-то рядом, эта династия прерывалась. И это речь о династии, которая окончилась менее ста лет назад. Обоснованность же родства древних княжеских семей находится исключительно в компетенции летописцев, причём зачастую более позднего времени.

Давайте мы начнём с матери Святослава – Ольги. Великой княгини, чьё имя прочно вошло в нашу историю. Во-первых, как мы знаем, на тот момент у славян и русов не было чётко выраженной моногамии в семьях. Особенно княжеских. И Татищев указывает нам на тот факт, что Ольга была не единственной женой Игоря.
(903) Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек во свое имя Ольга (33). Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости ее более других чтил (Иоакимовская – спорная летопись).

Из «Повести временных лет» сообщает нам факт женитьбы несколько проще:
(903) Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу.

Зато Карамзин отмечает её происхождение более широко и обстоятельно:
… в особенном ее житии и в других новейших исторических книгах сказано, что Ольга была Варяжского простого роду и жила в веси, именуемой Выбутскою, близ Пскова; что юный Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел сию любезную сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли Князю искать для себя супругу в самом низком состоянии людей, ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного нашему древнему Летописцу, иначе он не пропустил бы столь любопытного обстоятельства в житии Св. Ольги. Имя свое приняла она, кажется, от имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной Княгине или в знак Игоревой к нему любви.
То, что Ольга могла быть дочерью Олега вполне возможно, но то же подтверждается всего одним источником, и то опирающимся на слухи.

Становление династии, закрепление княжеского статуса требует определённых правил этикета в отношении выбора своих супругов. Представить себе, что новая династия только придя на земли начинает вместо утверждения своего статуса бегать за юбками, пусть и красивыми очень сложно. Обычно такие династии не сохраняются историей. А потому версию о простолюдинском происхождении Ольги, на мой взгляд, стоит отнести к разряду наименее вероятных.

Что касается её рождения в Пскове, то это тоже вопрос, который стоит рассмотреть отдельно. Ведь будучи урождённой в Пскове в знатном роду князя – княжна и её род хоть как-то бы попал в сферу описания своих действий того времени. Однако, несмотря на кажущуюся значимость, никаких представителей Пскова нет ни в договорах с Византией, ни в других документах последующих лет. Даже нет никакой связи Ольги с Псковом, кроме этой летописной. И более того, сам Псков считается связанным своим основанием именно с этой записью в летописи.
Давайте сразу отсечём грязные инсинуации и закрепим непреложную истину: Русь – это действительно Гардарика. Множество городов. Но вот стольных было весьма мало. Стольных, которые позволяли содержать самостоятельную княжескую власть, иметь свой торговый стабильный доход и быть в меру независимыми. Псков же упоминается в 903 году, именно как город, который известен по Ольге.
Но если здесь, в летописи мы видим, что под годом упоминания Пскова подразумевается год, когда Игорь взял в жёны Ольгу, то легенды основания города, которые существуют отдельно от летописей указывают на то, что Псков был основан самой княгиней Ольгой; когда она стояла на берегу Великой, ей явилось видение: три луча, исходящих с неба, сошлись на противоположном берегу. На этом месте княгиня и повелела возвести собор в честь святой Троицы, а вокруг «град велик, славен и во всём изобилии!». Естественно, что эта легендарная вставка была создана в гораздо более позднее время. Да, на территории Пскова жили люди со времён неолита. Но. Первый известный укреплённый град – Псковский Кром – Кремль, крепость, всё же относится к времени чуть более позднему и, несмотря на желание историков подтянуть за уши события летописи, указывая, что «возможно, ранее тут были земляные валы» можно рассматривать лишь как версию.

Отступление:
Повесть временных лет существует, как мы и говорили во множестве списков, часть из которых не связана друг с другом. С учётом того, что множество списков корректировалось местными летописцами независимо друг от друга, наиболее интересными становятся как раз несовпадения, которые обнаруживаются в различных версиях летописи. Именно они могут нам указывать на исходные моменты, которые показались критичными и были изменены. Здесь, к слову, наиболее ценными в этом плане являются не самые древние списки, которые могли быть изначально изменены, так как не являются исходниками, а те, которые были обнаружены позднее всего – то есть избежали значительного временного вмешательства со стороны старательных «как бы чего летописцев». Вот, к примеру, рукописный сборник «Новый Владимирский Летописец», который относят к XV веку. Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.

В таких источниках упоминается, что Ольга была ребенком воеводы Свенельда и болгарской княжны. Это очень спорное утверждение, особенно в первой его части – касательно Свенельда. Хотя. Если бы у нас было расследование в отношении Ольги – можно было бы и подумать над этим. Но, вот в части касающейся места рождения стоит внимательнейшим образом обратить свой взор и ум на следующие моменты:
Болгарские историки и примкнувший к ним Иловайский выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца» («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу») и переводя летописное название Плесков не как Псков, а как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.
Стоит отметить, что не только Болгары стремятся заполучить себе в родственники мать Святослава, на местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища (VII—VIII в. — 10-12 Га, до Хв. — 160 Га, до ХІІІв. — 300 Га) со скандинавскими и западнославянскими материалами.
Но. Версия происхождения Ольги из болгар даёт нам объяснения множества, казалось бы спорных и сложных моментов.
Во-первых, момент о том, что Ольга пришла на Русь уже будучи христианкой. Болгария уже приняла христианство и царский род практически весь был крещён. Ольга крестилась повторно в Константинополе, а это можно только в том случае, если первое крещение признаётся еретическим, а еретическим первое крещение на тот момент могло быть только арианство, которое было… в Болгарии, друзья мои.
Необходимость изменения происхождения Ольги была вызвана еретическим направлением болгарского христианства того времени – арианством. Что при зачислении её к лику святых в православной церкви было компрометирующим обстоятельством.
Ну и тот факт, что её сын носил имя не скандинавское, а южнославянское – Святослав, тоже вносит свой вклад в копилку доказательств, как и то, что Святослав после смерти Ольги решил вернуться на её «историческую Родину».
Итак, Ольга – мать Святослава — болгарская княжна.
Отец – Игорь, секретов фактически не имеет, так как он первый древнерусский князь, известный по синхронным византийским (греч. ‘Ιγγωρ) и западным (лат. Inger) источникам. Он скандинав. Без единой славянской кровинушки, что вполне хорошо видно, как по его поведению по отношению к своим новообретённым подданным, так и по жизненному пути.
К слову, первый поход на Болгарию был совершён Игорем, уже в 915 году и точно также по соглашению с Византией. Причём именно в этот год впервые к нашим южным границам подходят печенеги и мы… заключаем с ними союз.
Итак, родители Святослава – болгарская княжна и обрусевший князь Игорь. И когда мы говорим «болгарская княжна» мы подразумеваем в том числе и ту часть болгарской нации, которая была славянского происхождения.

ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ: ХАЗАРЫ СВЯТОСЛАВА

слайд № 021

Мы уже говорили о Хазарах. Помните? Если промолчите, то я начну с начала и вам же будет хуже.
О состоянии дел в самой Хазарии мы поговорили. Что она из себя представляла мы примерно поняли. А теперь давайте посмотрим на то, что оправдывало существование такого образования как Хазария.
Прежде всего давайте посмотрим на то, чем жили люди. Мне придётся быть до предела откровенным с вами и сказать, что люди на тот момент жили всем, чем могли. Помимо земледелия и скотоводства большая часть цивилизации всё также нуждалась в собирательстве. Охота, рыболовство также ещё не стали делиться по сословиям и были общедоступны. И вот, умудрившись при этом создать избыточный продукт, люди получали в обмен на него деньги и заводили торговлю. А развивая торговлю – прокладывали торговые пути. Для нас наиболее значимыми торговыми путями на тот момент были:

слайд № 022

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Заволоцкий путь — исторический путь для перевозки товаров в Древней Руси, вероятно, проложенный варягами из Заволочья (Биармии) в бассейн Волги.
Во времена Новгородской республики проходил по Северной Двине и Сухоне в Кубенское озеро, вверх по реке Порозовице до села Волокославинское, далее волоком к реке Славянке, по ней — в реку Шексна и далее — в Волгу.

слайд № 023

Один из четырёх рахдонитских торговых маршрутов через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, в акваторию Каспия, затем в Балх (в пригороде Балха существовала еврейская колония Яхуданак), затем в Мавераннахр (Среднюю Азию), и Китай. Раданиты вели торговлю, прежде всего, товарами, стоившими дорого при относительно небольшом объёме, такими как специи, духи, ювелирные украшения, шелка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы.

слайд № 024

Вот это экономическое обоснование и давало повод к тому, что Святослав пошёл на Хазарию. Обычно, говоря о завоеваниях того времени мы имеем ввиду формулу «прибежал – награбил – убежал», однако в действиях Святослава был более глубокий расчёт – он брал то, от чего не надо было убегать.

Отступление:

Более правильное (хазарское) название – Шаркил. Традиционное наименование Саркел взято из греческого языка, где звука «ш» не существует, поэтому он передан через «с». А вот в славянском языке не было звука «ф», а потому все слова с этим звуком – являются заимствованными – начиная от флота и заканчивая фигой.

Крепость построена между 834 и 837 в районе пересечении торговых сухопутных дорог с водным путем по Дону. По просьбе правителей Хазарии кагана и бека, обратившихся к византийскому императору Феофилу, строительство велось при посредничестве византийских инженеров, во главе с Петроной Каматиром. Саркел стал главным форпостом на северо-западной границе Хазарии. Несколько раз упомянут в письменных источниках. В нем базировался ежегодно сменяемый гарнизон из… 300 воинов.

слайд № 025

К слову, размеры саркелских кирпичей не совпадают с обычными размерами в византийском строительстве: они, во-первых, много толще, а во-вторых, меньше византийских в квадрате. На кирпичах встречаются написанные по сырой поверхности буквы, знаки, символические фигуры и схематические изображения животных и человека, которые близко напоминают начертания на камнях Маяцкого городища, а также на камнях и кирпичах древней столицы дунайских болгар – Плиски.

Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной, но поскольку хазары находились в близком этническом родстве с болгарами и издавна жили вместе с ними, естественно предположить, что она была сходной с болгарской, известной по памятникам Дунайской Болгарии и Среднего Поволжья. По ряду признаков болгарская культура совпадает с салтовской культурой и во многом тожественной с ней культурой северокавказских алан.

Запомните это. В дальнейшем пригодится.

Итак, разбил ли Святослав хазар? Да. Исчезли ли они? Нет. конец Австро-Венгерской империи в 1918 г. не стал концом Австрии как национального государства. Государственное образование хазар было разрушено, но на тот период времени в отсутствии централизованной власти в окружающих странах ещё долгое время существовали хазарские автономии на территории своей бывшей некогда великой страны. По нашим летописям нам известно, что в 985 году уже князь Владимир совершил новый поход на Хазарию и наложил на неё дань. Под 986 годом в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру. К слову и разбитые волжские булгары тоже никуда не делись и в том же 986 году из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.
Окончательно покончили с Хазарией только новые степняки – половцы, которые физически заполонили всё пространство бывшего каганата.

слайд № 026

Подведём итоги – в результате похода на Хазарский Каганат, Русской государство приобрело территориально три эксклава — Белая Вежа, Олешье и Тмутаракань, что дало ему возможность контролировать важный перевалочный пункт торгового маршрута из Азии в Европу. Более того, мы приобрели себе в союзники «освобождённые народы», в виде самих хазарских племён, печенегов, алан и иже с ними.
Мало это? Да это дофига. Это вполне уже сопоставимо с завоеванием Македонского, который в большей степени завоёвывал государства и земли не обращая внимания на их коммерческую составляющую В этом плане – завоевание Святослава с точки зрения банального современного маркетинга на порядок успешнее и на порядок выгоднее.
Не сделай он их – мы бы потеряли эту выгоду в любом случае. Контроль над одним из четырёх самых значимых торговых путей того времени на настоящий момент сопоставим только с контролем над трубой газопровода в Европу.

Итак, когда мы говорим о походе Святослава на Хазар – мы говорим о подготовке им своей материальной базы для дальнейших завоеваний через контроль значимых торговых центров и привлечение в свой стан новых союзников.

ЗАГАДКА ЧЕТВЁРТАЯ: РОДСТВО СВЯТОСЛАВА

слайд № 027

Древность характерна для человека тем, что его социальный статус изначально был заложен достаточно прочно. Пахарь мог стать ратником, охотник – торговцем, но те времена, когда военный вождь мог стать князем уже прошли. Даже в языческой среде можно было лишь стать правой рукой князя. Чтобы стать самим князем нужно было им родиться. И даже будь ты великаном, семи пядей во лбу, с харизмой Наполеона Бонапарта, но максимум, что тебя ждало – это незавидная участь временщика, которого вскорости бы убили (мы говорим про цивилизованные страны запада и наши земли славян). Не родись Святослав князем – он вполне мог бы быть никем. Почему – мы рассматривать не будем. Мы рассмотрим то, что обычно остаётся за рамками истории, а именно потенциал родства князя Святослава.
Частично, мы уже подошли к разгадке этой, казалось бы загадки. Упорная прямолинейность летописей мешает восприятию исторических реалий, но знание их неумолимо вносит коррективы в сюжет известной нам истории.
Святослав – сын норвежского конунга и болгарской княжны. Он имел очень широкие возможности в родовом наследовании. И если северные территории его предков для него были неподконтрольны, то по крайней мере то родство точно также позволяло ему получать оттуда помощь. Даже его сын, Владимир, целых три года жил у правителя Норвегии Хакона Могучего, который помогал ему собирать войско для того, чтобы отвоевать свой престол. Это говорит о многом в плане династической значимости. С другой стороны, будущие короли Норвегии служили в дружине Владимира Святославича, что также говорит о многом в отношении уже самого Владимира. Прочесть об этом можно в Сага об Олаве сыне Трюггви.
Вот она – северная сторона родства Святослава. Он был ровней норвежским конунгам и датским королям. И получал от них избыток их людских ресурсов.
Далее – родство по матери, Ольге, болгарской княжны, предполагало сам факт наличия родовых земель в Болгарии, которые он мог бы получить по праву крови.
И, наконец, родство по первой жене – Предславе, о которой мы уже упоминали – и которая была венгерской княжной, родившей ему первенца – Ярослава, в крещении Панкратия.
Малое ли это родство? На мой взгляд – вполне сильное. Достаточное для того, чтобы иметь и территориальное влияние на венгерской земле и для того, чтобы получать оттуда людские ресурсы. Которые и получались им.
После разгрома Хазарского каганата в его сфере влияния оказались и народы степи, с теми народами, через которые они проходили. Это печенеги, аланы и иже с ними. Вероятнее всего, хотя этому и нет подтверждения – Святослав имел жен и в этих народах.
Давайте окинем взором сферу влияния Святослава и поймём, что по меркам того времени он был вполне сопоставим по своей влиятельности с Владимиром Путиным сегодняшнего дня. Правда, если Путину позволить влиять за счёт браков – мы бы уже давно покорили весь мир, но…
Кто же на тот момент оставался вне зоны влияния Святослава.

ЗАГАДКА ПЯТАЯ: ВЛАДЕНИЯ СВЯТОСЛАВА

слайд № 028

Итак, не принимая пока во внимание фактическое назначение своих сыновей на стольные города, то есть передачу им верховной власти, давайте просто окинем взором тот простор, который оказался подконтрольным восточным славянам. На самом востоке – это территория Волжской Булгарии, по факту находившаяся в зависимости от Руси, которая держала торговые пути в своих руках. И верность этой вассальной присяге вполне чётко прослеживается даже через сотни лет, когда после поражения на Калке именно Булгары разбили войска монголов, возвращавшихся обратно в свои земли.
На севере это побережье Балтийского моря, где при отсутствии фактической границы со скандинавскими странами, мы занимали обширную территорию.
На Западе у нас союзные Венгрия и Болгария, часть территории последней, к тому же вместе с населением находится в прямом подчинении у Святослава. Союзы скреплены родственными браками между княжескими династиями.
На юге у нас Византия, которая кровно заинтересована в союзничестве, так как нуждается как в нашей военной силе, так и в пропуске торговых караванов.

Отступление:
Договор 944 года с Византией предполагал «Аще ли хотети начнеть наше царство от васъ вои на противящаяся намъ, да пишемъ къ великому князю вашему, и послетъ к намъ, елико же хочемь…». Выполняя союзные обязательства, русские дружины сражались в составе византийской армии в Сирии и Сицилии, на Крите и в Закавказье, однако ни в одном из этих случаев мы не имели сведений о каких-либо открытых официальных договоренностях: союзные действия реализовывались либо благодаря устным переговорам, либо переписке через специальных гонцов. Необходимо иметь в виду и то, что стороны должны были соблюдать определенные меры предосторожности чисто военного характера. Наличие и в Киеве, и в Константинополе множества иностранцев: купцов, путешественников, разного рода наемников, — создавало возможность для «утечки информации» в случае открытых переговоров относительно тех или иных союзных действий. Напротив, втайне подготовленное военное предприятие обещало успех. Достаточно вспомнить, как скрыто действовали руссы в 860 году, имея сведения об уходе византийского войска в Малую Азию, а флота — к Криту.

Это юг и юго-запад. На юге и юго-востоке у нас печенежская степь, чья принадлежность условна и определяется тем, чьи войска в данный момент по ней проходят. Но, рассматривая территориальные изменения, которые совершены в результате походов Святослава стоит отметить и тот факт, что фактически впервые славяне получили в качестве подконтрольных территорий — Экскла́вы — несуверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый другими государствами (может быть и так, что более, чем одним). Фактически их известно три — это Белая Вежа, Тмутаракань и Олешье. И если первое нам известно по факту результата разгрома и захвата территории Хазарии, а второе — больше по сказкам, то вот третий эксклав зачастую проходит мимо нашего внимания. В то время как его существование показывает определённый смысл в последнем месте пребывания Святослава.
Описание этого населённого пункта присутствует в источниках последующих эпохи Святослава, но уже как данность древнего права.
Прежде всего это поселение было известно с самой древности — когда на его территории было скифское поселение.
В киевском Софийском соборе имеется настенная надпись XI века, в которой упоминается «Тятькюш, попин беловежский». Она содержит, кроме славянских, и тюркские слова; из неё мы узнаём, что среди тюркских жителей Саркела были христиане и христианские священники, а поминальные надписи у них допускалось делать не на церковнославянском, а на родном языке. В 1103 году Владимир Мономах забрал с собой на Русь печенегов и торков. Они составляли гарнизон Белой Вежи до тех пор, пока половцы в 1117 году не разорили город, и он был покинут жителями.
На протяжении всей древнерусской истории киевские князья удерживали в своих руках днепровский водный путь. На его южном конце располагался г. Олешье — важный морской порт Руси, который постоянно находился под властью Киева и неприкосновенность которого ревностно оберегалась великими князьями. Вот несколько примеров. В 1084 г. на Олешье напал и захватил его Давыд Игоревич, находившийся тогда на положении князя-изгоя. Киевский князь Всеволод Ярославич предложил ему в обмен на этот портовый город целую Погорынскую волость. В 1159 г. на Олешье напали берладники. Великий киевский князь Ростислав Мстиславич немедленно послал вниз по Днепру военную флотилию под руководством опытных воевод Георгия Нестеровича и Якуна, которым удалось возвратить Олешье Киеву. «Том же лътъ посла Ростиславъ ис Киева Гюргя Нестеровича и Якуна в насадехъ на берладникы, оже бяхуть Олешье взяли и постигоше ъ у Дциня избиша ъ и полонъ взяша».
В Олешье встречали послов из Византии и с Кавказа, византийских кандидатов на киевскую митрополичью кафедру. В 1154 г. здесь ожидал свою мачеху, прибывавшую из Обез, Мстислав Изяславич, а в 1163 г. посол Ростислава Гюрята Семкович, следовавший в Константинополь за разрешением вернуть на русскую митрополию Клима Смолятича, неожиданно встретился в Олешье с митрополитом Иваном и императорским послом, спешившими на Русь. Киевские князья держались за Олешье не только потому, что это был важный перевалочный пункт русско-византийской торговли, но также, вероятно, из-за его промыслового значения. Олешские рыбаки регулярно поставляли Киеву большие партии рыбы. Киев того времени – это средневековый мегаполис, который не мог прокормить себя только своими собственными хозяйствами.

слайд № 029

Примечания

Эсклавы в современном мире — обыденное явление. У России по факту их три. В США — один.

ЗАГАДКА ШЕСТАЯ: СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА

слайд № 030

Что мы знаем о гибели Святослава? После возвращения из Болгарии, он разделил войско на две части, с одной из которых зазимовал на днепровских порогах. Голодал. Холодал. Пытался пробиться наверх, в Киев, погиб.

На мой взгляд, и здесь очень много натянуто и притянуто за уши. Причём, зачастую без какого-то злого умысла.

Я не буду вас долго томить и скажу суть своего суждения. Гибель Святослава, на мой взгляд, не была преднамеренной. Что говорит в пользу того, что гибель Святослава не была преднамеренной?

Три глобальных фактора.

Первый фактор — отсутствие намерений самого Святослава вступать в какой-либо конфликт со своими союзниками, часть из которых, к слову, шла вместе с ним. Рассмотрим подробнее.

Во-первых, сам факт того, что Святослав пошёл на пороги, не стремясь и не выражая желания сражаться. Его желание пойти этим путём вообще никак не комментируется современниками. С тактической точки зрения такой выбор пути может иметь две основы.
Первая — это желание сохранить ладьи с грузом. Который невозможно или нежелательно отправлять по суше.
Второй — это тот, который служит лично для меня наиболее вероятным обоснованием действий и заключается в том, что устье Днепра было выбрано для сбора войск, которые и стекались туда, в том числе и от союзников славян — печенегов, с которыми они только что вместе громили сначала болгар, а потом византийцев.
Устье Днепра на тот момент стало как раз центром так называемой Империи Святослава и находилось на пересечении путей по его территории, начиная от бывшего Хазарского каганата, чьи земли как раз заняли печенеги и до венгров и болгар.
Второй фактор — временной.
Помимо странностей в выборе опасного пути через земли печенегов, при отсутствии хоть малейшего намёка на враждебность к ним и желание сразиться, что для Святослава совершенно не характерно, в источниках указывается на тот факт, что князь остался зимовать в устье.
При том, упоминание о какой-то неудачной попытке подняться вверх по течению никак не связывается хоть с каким-либо боестолкновением с печенегами.
Некоторые, не искушённые в военном деле историки, не имеющие опыта походов и не понимающие что такое военная рать, стоящая на водном пути с добычей считают, будто бы, за зиму войско Святослава ослабло и было неспособно отражать нападение.
Как профессиональный военный позволю себе отметить, что зимовка военным лагерем на реке представляется не сколь изнурительным препятствием, сколько нудным времяпрепровождением.
Это в том случае, если мы будем брать нашу легендарную основу – зимовку на голом берегу и эпическую битву на камнях.
А если брать реальность, которая заключалась в том, что Святослав с дружиной осел на зимовку в устье Днепра в Олешье, в укреплённом торговом центре на пересечении торговых путей вместе с взятой добычей, то картина становится совершенно иной.
Укреплённое селение. Достаток еды. Оживлённая торговля. Похоже это на мученичество, которое рисуется исторической современностью? Нет.
Давайте подумаем о врагах Святослава – кто мог желать ему смерти. Оглядываясь вокруг этого великого человека того времени, как собственно и вокруг большинства ему подобных с аналогичным жизненным путём смерти ему могли желать практически все.
Начнём со своих. Его сыновья желали независимости, а старший сын и наследник на тот момент уже был готов дать добро на принятие христианства, что являлось совершенно неприемлемым для Святослава. Купечество и дружина были истощены войной и желали почивать на лаврах. Мы видим это на последующих годах после смерти Святослава вполне очевидным образом. Походы Святослава истощили славянские селения – практически десять лет беспрерывных и кровопролитных походов существенно повлияли на демографическую ситуацию в подвластных ему землях. И далеко не каждый кто шёл со Святославом получил красное корзно. Но многие получили пепел и золу. Недооценивать внутреннюю партию не только религиозных, но и торговых лоббистов не стоит.
Булгария, что на Волге, благодаря Святославу потеряла в иммиграции значительную часть населения, которое переселилось как в Болгарию, так и в Венгрию.
Хазария, разрушенная, но не уничтоженная. Она тоже желала бы зла и могла бы отомстить, если бы могла, но она не смогла отомстить ни одному из своих гонителей, которых и до Святослава было немало.
Болгария, что на Западе – тем более, ведь он истощил и её ресурсы, в том числе и людские. Расколов её на две враждующие половины, которые зачастую сражались друг с другом. Это достаточные основания для того, чтобы желать ему смерти хотя бы одной половиной Болгарии.
Венгрия, несмотря на то, что проходит, казалось бы, стороной, на самом деле также была вовлечена в конфликт и была поражена в правах на добычу, а стало быть имела и свой зуб на Святослава.
Византия? Ещё бы. Для неё было бы выгодно иметь князя, который бы был готов исполнять её повеления и молча восхищаться её величием. И на эту роль Святослав не подходил.
Печенеги? Тем более. Хотя бы потому, что разрозненные племена, конкурирующие между собой за долю в награбленном сами по себе всегда были источником опасности.
Но если всё так, то, чудо просто, что Святослав дожил и до того дня. Ведь проще было его уничтожить во время похода в Болгарию, а не после него.
И, если рассмотреть обратные факторы воздействия и отношения к нему, то окажется, что:
В течении двадцати лет после смерти Святослава никто из его потомков не воевал с печенегами, пытаясь отомстить, не смотря на то, что были и силы и возможности. И только лишь с официальным принятием христианства Владимиром с союзниками произошло ухудшение отношений, вылившееся в военное столкновение.
Более того, печенеги получили после разгрома Хазарии в своё распоряжение значительную территорию, которая позволила им свободно кочевать.
Что касается Византии, то действительно, если бы ей было выгодно убить Святослава настолько, что было бы уже невтёрпёж, то её средства были бы совершенно иными — и были бы использованы в совершенно иных обстановках. В конце-концов — что стоило убить Святослава во время переговоров. Но это не было сделано. Более того. Как ни крути, а Святослав помог Византии привести к послушанию, хоть и на время часть Болгарии, а также, что немаловажно — сократил количество посредников при торговле, убрав с дороги Хазарию. Более того, он мог пригодиться и в будущем. О чём мы поговорим чуть позже. Поэтому Византии можно приписывать желание убить Святослава только по уже свершившемуся факту, чтобы не оставлять её в стороне от важных событий. Но живой Святослав для неё был также ценен, как и многие другие вожди окружающих государств, способные хоть в какой-то мере способствовать интересам самой Византии.
Венгрия? На тот момент, будучи фактически наедине в противостоянии с западными государствами, а заодно умудряясь и совершать набеги на Византию через Болгарию — были только рады, что имеют такого союзника, который способен поддержать их устремления. Тем более — родство.
Болгария, не смотря на огонь и кровь, пролитые на её земле, была наиболее близкой родственной душёй Святославу, а с учётом того, что часть болгар до конца стояли со Святославом — можно с большой уверенностью сказать, что желание видеть Святослава князем вместо Петра было достаточно сильно.
Булгария, по факту, не имела возможности влиять на политику в той мере, чтобы строить подобные интриги, а Хазария, как мы уже отмечали, так и не смогла толком за всю свою историю отомстить ни одному из своих гонителей.
Третий фактор — это фактор того, что смерть Святослава никому не гарантировала улучшения положения. Никому из тех, с кем он уже воевал.

ЗАГАДКА СЕДЬМАЯ: ЦЕЛИ СВЯТОСЛАВА

По словам советского историка академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965—968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии»
Широкий полукруг — это как раз то, о чём я хотел бы поговорить в заключении. Не кажется ли вам, дорогие мои слушатели, потратившие на меня уже столько времени, что полукруг — это всё-таки полумера? Вряд ли в характере Святослава можно было найти такую черту, как ограниченность в мерах и устремлениях. И здесь, не имея не только каких-либо письменных источников, но и даже передаваемых в устных преданиях легенд нам остаётся только фантазировать. Но. Давайте сделаем это как можно приземлённее и рациональней. Основываясь на достаточно удачных и прагматичных начинаниях Святослава в этом уже документально установленном победоносном полукружье.
Почему Византия отпустила Святослава с добычей? Почему его воеводы ушли в другие земли после похода, оставив ему казну и часть дружины? Почему Святослав не вернулся в Киев? Все эти вопросы можно снять, если принять как версию тот факт, что Святослав не завершил свои походы. Каким бы возрастом он на тот момент уже не был обременён, но получив поддержку большей части окружающих земель у него оставалась ещё одна цель. Это Запад. Слабо защищённая и не сформировавшаяся Польша и Чехия на развалинах Великой Моравии, чьи территории уже прибирали к рукам наши будущие стратегические враги. На их территориях шёл такой же процесс объединения и межевания. Ещё не до конца устоялись все границы восприятия свой и чужой, но центры сил влияния уже сложились. И уже тогда было ясно — какая сила будет иметь значение в ближайшие сто-двести лет.
На момент жизни Святослава, мы имели все шансы вовлечь в орбиту своего влияния Польшу, Чехию, Померанию. Возможно это помогло бы нам избежать множества проблем с той же Польско-литовской напастью в будущем.
На тот момент создавалась граница между тремя силами религиозного противостояния. Язычеством, Исламом и Христианством. И если язычество, не успев сформироваться как религиозное течение во всех проявлениях, то христианство к тому моменту уже раскололось на два лагеря и противостояло друг другу.

 

Эпилог

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ – ПРИМЕЧАНИЯ (если опережаем время)
** Испанский еврей Ибрагим ибн-Якуб посетил ряд стран Европы в 960-х годах и оставил такой отзыв о польском государстве:
«Что касается страны Мешекко, то она является самой протяженной из их [славян] стран, богата зерном, мясом, медом и рыбой. Он взимает в чеканенной монете налоги, которые обеспечивают содержание его людей. Каждый месяц каждый получает из них [налогов] определенную сумму. Он имеет 3000 латников, а это такие бойцы, что их сотня стоит 10 тысяч прочих. Он дает людям одежду, коней, оружие и все, в чем они нуждаются. Если у одного из них родится ребенок, то независимо от того, является ли он мужского или женского пола, король приказывает сразу выделить содержание. Когда же ребенок достигает половой зрелости, то, если он мужского пола, король находит ему жену, и уплачивает отцу девушки брачный дар. Если же это девушка, тот король выдает ее замуж и дает брачный дар ее отцу. Свадебный дар у славян большой, и их обычай в этом отношении аналогичен берберскому. Если у мужчины родятся 2 или 3 дочери, то они — причина его богатства; если, однако, родятся ему сыновья, то он беднеет. С Мешекко граничат на востоке русы, а на севере — брусы [пруссы].

Основные источники:
По Венграм – аналог нашей Повести временных лет по значимости, но более системны и выверенный — Gesta Hungarorum (Деяния венгров) — историческое сочинение на латыни, содержащее информацию о ранней истории венгров. Автор сочинения неизвестен: в тексте он называет себя как «Belae Regis Notarius» (нотарий короля Белы), но, как правило, именуется в литературе просто Анонимом. Аноним обучался в Сорбонне и на момент написания хроники служил нотарием (писцом) в курии венгерского короля Белы III (1172—1196). Хроника была написана, вероятно, между 1196 и 1203 годами, хотя некоторые ученые утверждают, что автор написал хронику ранее, в XII веке. Деяния венгров сохранились в рукописи приблизительно 1200 года, и она была опубликована впервые в 1746 году.

Total Page Visits: 6 - Today Page Visits: 1
31.07.2017