samsebesam.ru
Татуировки дагестанских женщин

Удивительный человек из Акушинского района Дагестана, учитель русского языка и литературы Габиб Исмаилов открыл новую грань мира традиций этих народов.
Женский татуировки…


Они были у многих народов, но ислам практически искоренил их в тех краях, где утвердился. А Дагестан… Представить себе не мог такое разнообразие. За те несколько командировок, что я проезжал этот регион я ни разу не сталкивался с ними… а сейчас они стали еще реже…

Впервые на кавказские татуировки обратил внимание этнограф Адольф Дирр. Он приехал в Дагестан в 1904 году, увидел в селениях Хаджалмахи и Кумух татуированных женщин и опубликовал об этом 11 лет спустя короткую заметку в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа». В следующий раз специалисты вернулись к этой теме только в 1982 году.

Габиб Исмаилов рассказывает: Я у одной лезгинки спросил, что означает набор точек на ее руке. Она ответила, что когда люди ее рода умирают, они улетают в небеса и становятся звездами. Вот она и носит на себе созвездие предков. А другая женщина двенадцатью точками обозначила дюжину своих детей, чтобы они всегда были с нею. Жены оружейников накалывали сабли и щиты, а женщины, желающие забеременеть, изображали на груди человеческую фигурку. Знаки отгоняли и притягивали. Чтобы муж вторую жену домой не привел, женщины вырезали на руке свастику. Другую татуировку-оберег моя односельчанка сделала, чтобы ее брат возвратился живым с войны. Но он не вернулся. В Дахадаевском районе дочери богачей накалывали себе определенные точки на пальцах. Это была реклама престижной невесты. Бедняк при виде такой татуировки сразу понимал, что ему ничего не светит. А эту точку под скулой девушка наколола просто для красоты. Как мушку.

Иногда девушки становились «сестрами по татуировке», татуируя друг друга и внося себе под кожу кровь подруги вместе с краской. Но, как правило, татуировка была своего рода инициацией, которую проводили только замужние женщины, обладательницы собственных наколок. Знаками защищали все, что дает повод для зависти: красивое лицо, длинные ноги, умелые руки, большую грудь… Татуировка воспринималась как прививка от напастей и сглаза. Горянки боялись, что, если ее удалить, дух сразу вылетит из тела. Отказ посвященной женщины делать татуировку иногда приводил к серьезным драмам.

в Оксфорде Роберт Ченсинер проанализировал 111 видов татуировки и сгруппировал их в десять категорий. Самая большая — 61 знак — состояла из точек. 48 татуировок изображали людей и части тела, 42 — астральный культ, 35 — буквы, 27 — тотемных зверей, 9 — растения, 9 — кресты, 7 — числа, 3 — еврейские символы. Пять татуировок так и остались загадкой для исследователя. Впрочем, другие ученые считают, что все эти трактовки произвольны. Можно сколько угодно проводить параллели между дагестанскими знаками и символами из критского города Кносс, разглядывать в переплетении линий мировое древо или танцующего шайтана, но мы никогда не узнаем наверняка, о чем думала давно умершая горянка, когда чертила на руке девушки свастику или греческую букву пси. И уж тем более невозможно установить изначальный смысл знака, когда он еще не преломился через восприятие множества поколений татуировщиц. Как бы то ни было, сельский учитель русского языка написал несколько научных трудов, защитил диссертацию и стал соавтором монографии, изданной в 2006 году лондонским издательством Bennett & Bloom. В списке людей, кому посвящена эта книга, есть Расул Гамзатов, который очень помог Роберту, но самым первым стоит имя Аминат, матери Габиба.

Total Page Visits: 7579 - Today Page Visits: 48
16.12.2020